Монтаж систем вентиляции в торговых залах является обязательным. Приточно-вытяжные системы вентиляции позволяют поддерживать оптимальный микроклимат, удаляют из воздуха вредные вещества, отработанную воздушную массу и обеспечивают оптимальный приток свежего, уличного воздуха. Кроме того, правильно организованная вентиляция магазина позволяет обеспечить сохранность товара и создать комфортные условия для сотрудников и покупателей.
Нормативная документация вентиляции магазинов
Установка вентиляции в магазине регламентируется законодательными документами. Выбор вентиляционного оборудования, согласно нормативным документа, происходит в зависимости от площади помещения. Монтаж вентиляции возможен следующим образом:
- На площади менее 200 кв.м – допустимо использовать естественную вентиляцию (проветривание помещений).
- В торговых залах до 400 кв. м – устанавливается приточно-вытяжная система принудительного, общеобменного типа.
- В магазинах площадью от 500 до 600 кв.м возможен монтаж рекуператоров.
- Вентилирование торговых центров с зональным разделением зала должно осуществляться с использованием центрального кондиционера.
В нормативах СанПин указано, что магазины должны оснащаться системами рециркуляции воздуха. Это оборудование, которое позволяет использовать отработанную воздушную массу повторно. Для этого поток воздуха проходит через многоступенчатые фильтры и разбавляется свежим уличным воздухом.
Воздухообмен и вентиляция магазинов регламентируется рядом нормативно-правовых документов. Основные аспекты требований к вентсистемам торговых помещений и нормы прописаны в ДБН В.2.2-23:2009. Таким образом, в разделе к гигиеническим требованиям указано, что оборудование вентиляции и кондиционирования должны поддерживать на оптимальном уровне температурные показатели и уровень влажности. Кроме того, системы должны контролировать и своевременно удалять из воздуха избытки химических соединений.
Проектирование систем вентиляции выполняется в соответствии со стандартами, указанными в СНиП 2.04.05. При этом, задание проектирования систем является основой для разработки кондиционирования магазинов. Разработка проекта включает в себя расчет площади на одного человека, где основную роль играет вид продаваемого товара. В среднем этот показатель равен 5-6 кв.м/чел. Расчет вентиляции магазина приточно вытяжного типа осуществляется таким образом, чтобы показатели притока и вытяжки были одинаковыми.
Требования к воздухообмену в магазинах
Монтаж вентиляции в магазине должен основываться на ряде нормативных документов в которых прописаны требования к воздухообмену:
- Влажность. Увлажнение воздуха до оптимальных показателей осуществляется путем образования вентсистемой мелкодисперсного тумана. За эту функцию отвечают специальные форсунки. Для регулировки уровня увлажнения лучше всего подключить к оборудованию автоматику. Тогда будет возможно управление системой без участия человека.
- Обогрев. В холодное время года помещения обогреваются за счет центрального отопления. В некоторых случаях оно может быть дополнено оборудованием канального типа: локальным или теплообменным. Локальное оборудование устанавливается в магазинах с небольшой площадью, а теплообменные системы используют в крупных магазинах и торговых центрах.
- Охлаждение. Как и в случае с обогревом, тип оборудования зависит от площади помещения. В небольших магазинах достаточно настенного кондиционера, в крупных торговых центрах целесообразно использовать канальное оборудование с централизованной подачей воздушной массы.
Кроме того, установка систем вентиляции и кондиционирования в магазинах зависит от таких факторов, как вид продаваемого товара и место расположения торгового зала.
Согласно нормам, если магазин расположен в жилом доме, то вентоборудование должно быть установлено таким образом, чтобы удаление загрязненного воздуха осуществлялось автономно от общедомового. В этом случае воздуховоды устанавливают с внешней стороны здания. Несоблюдение данных требований является грубым нарушением санитарно-эпидемиологических норм и приводит к проблемам с проверяющими инстанциями.
Вентиляция и вытяжка для торговых точек обеспечивает сохранность товара. Здесь основную роль играют требования к каждой категории продукции. Правильное хранение товара обеспечивается оптимальными показателями не только температуры, но и влажности воздуха. Кроме того, некоторые торговые точки имеют горячие цеха. В этом случае обязательна установка оборудования, которая будет поддерживать оптимальные показатели воздуха именно в зоне приготовления пищи. Без правильно организованной промышленной вентиляции нарушаются условия хранения товаров и наносится вред здоровью сотрудников, покупателей.
В холодное время года оптимальным вариантом для сохранения тепла внутри помещений станет установка рекуператоров тепла. Благодаря оборудованию можно сэкономить до 40% энергоресурсов. Система рекуперации нагревает подаваемый воздух за счет тепловой энергии отводимого из помещения потока. Аналогичным действием обладают тепловые завесы. Их задача отсекать холодный воздух на входе в магазин.
Типы вентиляции для магазина
Естественная вентиляция (проветривание) в торговых залах применяется крайне редко. Это связано с тем, что данный метод воздухообмена не позволяет достичь оптимальных показателей. Самым эффективным способом вентилирования считается принудительная смена воздушных масс за счет использования вентоборудования. К типам вентиляции магазинов, монтаж которой наиболее эффективен, относятся:
- Вытяжная вентиляция. Оборудование направлено на удаление воздуха. Подача свежего воздуха происходит естественным путем за счет микрощелей в дверных, оконных проемах. Вытяжные системы устанавливают в тех торговых залах, где продается товар имеющий резкий запах и может приводить к высокой концентрации вредных частиц в воздухе. Вытяжка осуществляется за счет работы вентиляторов, при этом, воздушный поток проходит через систему фильтрации и очищается от вредных соединений.
- Приточная вентиляция. Устанавливается в магазинах средней площади. Работа оборудования направлена только на подачу свежей воздушной массы. Направленные потоки равномерно распределяются по торговому залу, а отработанный воздух удаляется естественным путем.
- Приточно-вытяжная вентиляция. Оборудование, позволяющее создавать оптимальный воздухообмен. Обычно системы вентиляции приточно-вытяжного типа устанавливаются в крупных торговых центрах с большим разнообразием категорий товаров. Для монтажа вентиляции в магазине требуется проектирование с учетом архитектурных особенностей здания, наличия холодильного и теплового оборудования и прочих нюансов. Вентсистема работает как на подачу воздуха, так и на его удаление. Скорость потоков устанавливается согласно нормативам и проектной документации. Оборудование может быть дополнено различными элементами, позволяющими контролировать показатели воздушной массы.
Устанавливаем вентиляцию в магазинах
Компания RoncoGroup готова установить вентиляцию в магазинах в Москве и Московской области с учетом особенностей товарного ассортимента и требований нормативных документов.
- Магазин одежды. Вентиляционное оборудование в магазинах одежды должно обеспечивать не только сохранность товара, но и создавать комфортные условия для посетителей магазина. Для этого особенно важно правильно выполнить расчеты объема воздухообмена и выбрать качественное оборудование.
- Продуктовый магазин. Торговые точки, торгующие продуктовыми товарами должны быть оснащены системами, которые обеспечат сохранность продукции. При этом, важно учитывать, что каждая категория товара имеет индивидуальные требования к условиям хранения. В таких магазинах вентиляция играет очень важную роль. От корректной работы вентсистемы зависит соблюдение требований законодательных документов и качество продукции.
- Аптеки. Монтаж систем вентиляции в точках, реализующих лекарственные препараты – это обязательное условие. В аптеке должны соблюдаться определенные показатели влажности и температуры. Вентиляционное оборудование должно обеспечивать скорость потока 0,1-0,2 м/с, влажность на уровне 30-60% и температуру – +18-+20 градусов. Кроме того, вентиляция должна функционировать абсолютно отдельно от общедомовой системы.
- Магазин бытовой химии. Торговые залы, ассортимент которых состоит из бытовой химии, должны быть оборудованы системами вентиляции спроектированной и смонтированной профильными компаниями. Цена вентиляции магазина зависит от его площади и типа выбранного оборудования. Тут следует учитывать, что в торговых залах, реализующих бытовую химию, в воздухе происходит большая концентрация химических соединений от чистящих и моющих средств. Вентсистемы для таких помещений должны устанавливаться с возможностью как притока воздуха, так и его вытяжки.
- Детские товары. В таких магазинах особенно важно соблюдать установленные нормативами параметры воздуха. Оборудование может быть дополнено кондиционерами, системами обогрева, увлажнителями воздушного потока.